Рекомендации старшеклассникам!
Подготовка к экзамену:
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи,
удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета,
поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает
достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или
"жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние
или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже
всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того
материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно,
постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут
- перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать
зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть
весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления
планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому,
что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому
предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых
заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов
(на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с
заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все
планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Во время тестирования:
• Сосредоточься! Постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих.
Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,
регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не
должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать
ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял,
что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты
не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать
долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более
ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от
нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более
трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные
задания. Помни, в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми
ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только
потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех,
которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты
стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь
концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить
досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание,
забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не
связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном
(уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только
мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот
совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о
неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам).
Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать
очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать
сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те,
которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге
сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на
всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети
всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый
круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а
потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе
вначале пришлось пропустить ("второй круг").
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы
успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь
предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При
этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую
вероятность.
|