лМеждународный месячник школьных библиотек╗ - 2009
В рамках объявленного международного месячника школьных библиотек в
начале октября 2009 года сотрудниками школьной библиотеки был
составлен специальный план работы. Главная цель работы - в рамках
месячника охватить все категории школьного сообщества, привлечь их
внимание к школьной библиотеке.
В основном здании школы, в фойе на 1 этаже был оформлен стенд
лОктябрь – международный месячник школьных библиотек╗. На нем кратко
представлены информация об идее и целях празднования дня (а с 2008
года - месячника школьных библиотек), календари знаменательных и
памятных дат на 2009 год, вывешен план работы школьной библиотеки в
рамках месячника, объявлена акция лПодари школьной библиотеке
книгу╗. Здесь же можно узнать о произведениях-юбилярах 2009 года, о
необычных книгах (например, самая маленькая, самая большая, самое
большое название книги и т.д., напечатанных необычными красками или
не необычном материале) и произведениях фантастического жанра,
которые сбылись в реальной жизни. (фото стенд ММШБ)
Для всех пользователей школьной библиотеки оформлена книжная
выставка лКниги-юбиляры 2009 года╗. (фото). Цитатой к выставке
послужили слова писателя В.Г. Лидина: лХорошие книги никогда не
стареют, им даны вечная молодость, и обновление во времени╗. При
оформлении выставки были использованы материалы приложения к журналу
лШкольная библиотека╗ лВыставка в школьной библиотеке. Книги-юбиляры
2009╗.
На выставке представлена красочно оформленная информация о первой
русской печатной датированной книге лАпостол╗ (1 марта этого года
книге исполнилось 445 лет со дня издания) и первом печатном русском
учебнике лАзбука╗ (435 лет), выпущенными основателем книгопечатания
на Руси Иваном Федоровым.
Для учащихся средних и старших классов представлены книги-юбиляры,
изучаемые по школьной программе, например, А. Чехов лВишневый сад╗
(105 лет), И.Гончаров лОбрыв╗ (140 лет) и лОбломов╗ (150 лет),
А.Грибоедов лГоре от ума╗ (185 лет), а также рекомендуемые для
внеклассного и самостоятельного чтения, например, В.Распутин лЖиви и
помни╗ (35 лет), Фраерман лДикая собака Динго╗ ( 70 лет) и другие.
Для детей младшего школьного возраста представлены книги любимых
детских писателей: Д.Дефо лРобинзон Крузо╗ (290 лет), М.Твен
лПриключения Гекльберри Финна╗ (125 лет), Киплинг лКнига джунглей (
115 лет ), Носов лПриключения Незнайки и его друзей╗ (55 лет),
Волков лВолшебник изумрудного города╗ ( 70 лет) и др. Среди этих
книг для ребят предложен стишок для прочтения:
Бывают дни рождения
У взрослых и детей,
У маленьких животных
И у больших зверей.
У книжек дни рождения,
Конечно, тоже есть,
А книжек очень много,
Их всех не перечесть.
Мы книжкам даже в школе
Справляем юбилей.
Читать ты поспеши их,
И время не жалей.
Ведь книга – это знания,
Которые нужны,
И в будущем, конечно,
Для нас они важны.
Для учащихся 4-х классов был проведен библиотечный урок лИстория
книги╗. Рассказ библиотекаря сопровождался показом слайдов, поэтому
учащиеся смогли увидеть на экране, как выглядели первые книги,
созданные людьми на глиняных плитках, на пергаменте и березовой коре
(берестяные грамоты); страницы первой старейшей датированной
рукописной книги – Евангелие, какими миниатюрами и заглавными
буквами была украшена эта книга; как выглядело здание первой
типографии в России и его руководителя Ивана Федорова. Здесь же
ребята узнали о первой русской печатной книге лАпостол╗, выпущенной
И.Федоровым и о том, что в этом году этой книге исполнилось 445 лет.
Вторая часть урока лВ мире необычных книг╗ была посвящена книгам,
выпущенным в одном или нескольких экземплярах. Эта часть урока у
ребят вызвала особый интерес и удивление, поскольку ребята узнали о
самой маленькой книге (1х1 мм), самой большой книге (2,74 х 3,07 м,
весом 252,6 кг), самом длинном названии книги, посвященной актеру,
сыгравшему главную роль в любимых для всех ребят фильмах о Гарри
Поттере (в оригинале насчитывает 1022 слова или 4805 букв и не
содержит ни одного знака препинания).
Библиотечный урок проведен в 4-х классах (4а, 4б, 4в, 4г). Охват –
96 человек.
В рамках месячника библиотека встретила в своих стенах и
первоклассников. Для них был проведен библиотечный урок лЗнакомство
с библиотекой╗. Ребят провели по библиотеке, рассказали, как нужно
обращаться с книгой и о правилах пользования библиотекой. По
рекомендации классного руководителя некоторые ребята из класса были
записаны в библиотеку. Это дети, которые уже умеют читать. (3 фото –
1 кл. знакомство с библ-кой + 1 кл. экскурсия по библ-ке + 1 кл.
экскурсия в библ-ку в нач. шк)
Библиотечный урок проведен в 4-х классах (1а, 1в, 1г, 1е). Охват –
107 учащихся. Записано 35 новых читателей.
Для учащихся 4-5-х классов организована книжная выставка лКниги эти
обо всем на свете: энциклопедии, словари, справочники╗ и проведен
библиотечный урок лСправочная литература╗. (фото выставки) Учащиеся
познакомились с красочными, интересными и полезными для них
изданиями, которые в дальнейшем помогут им лучше подготовиться к
урокам.
О нескольких изданиях, представленных на выставке, библиотекарь
рассказала более подробно, показала, как осуществляется поиск
необходимого материала (по содержанию; по алфавитному указателю в
конце книги; по информации, находящейся на корешке или титульном
листе издания). Позже ребята могли просмотреть понравившиеся им
издания и попробовать найти самостоятельно интересующий их материал.
Библиотечный урок был проведен в 5 Г и 4 М классе. Охват – 52
человека.
Для учащихся школы проводились обзоры по данной выставке. (2 фото –
4 кл.)
Учащиеся начальной школы активно включились в конкурсы рисунков, в
библиотеке собрано более 40 рисунков младших школьников.
Объявленная акция лПодари школьной библиотеке книгу╗ у них также не
осталась без внимания. Ребята приносят из дома детские книги.
Учащиеся средних классов приносили буклеты и листовки о пользе
чтения.
С целью изучения читательских интересов учащихся нашей школы ребятам
2-8 классов было предложено заполнить анкеты. В настоящее время
обработано более 50 анкет учащихся в возрасте от 8 до 14 лет (2-8
классы). Предварительно можно сделать следующие выводы: дети чаще
всего отвечают, что любят читать, но при сопоставлении с
последующими ответами на предложенные вопросы получается, что их
чтение не носит регулярного характера – чаще всего для выполнения
домашнего задания. По мере необходимости ребята чаще всего
обращаются в школьную или городскую библиотеку или пользуются
книгами, которые есть у них дома. На вопрос лпосещают ли члены вашей
семьи библиотеки╗ из обработанных анкет - в половине анкет дети
подчеркнули вариант лнет╗.
Родителям учащихся школы было предложено принять участие в
исследовании лЧтение родителей и детей╗. Обработано около 60 анкет.
Как правило, в семье есть немного книг – так ответили большинство
респондентов, в третьей части анкет отмечено наличие в семье
домашней библиотеки, но есть и семьи, которые ответили отрицательно
на этот вопрос. Что касается подписки, то и здесь основная часть
ответов отрицательная. Несколько семей выписывают газеты и журналы
по 1-2 наименования. Это преимущественно такие детские газеты и
журналы для детей, как лСабыйга╗, лЗолотая антилопа╗, лСалават
Купере╗, лТошка╗, лМурзилка╗, лПростоквашино╗, лМаруся╗, носящие
развлекательный характер. И несколько семей ответили, что покупают
их. На вопрос лЧитаете ли вслух книги, обсуждаете их с детьми?╗
более 30 ответов дали положительный ответ, часть из них добавили,
что только те произведения, которые изучаются по школьной программе,
около 15 – ответили линогда╗ или лредко╗, более 10 – выбран ответ
лнет╗.
|